Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их
уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они «пришли в этот мир,
чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». Почему современные дети трех-,
четырехлетнего возраста овладевают компьютером быстрее взрослых? Почему у
бабушек и дедушек поведение внуков вызывает тревогу и непонимание, так как «те
методы и приемы воспитания, которые они применяли для своих детей, сейчас «не
работают».
В ходе исследований были выявлены следующие особенности
современных детей: повышенная чувствительность и эмоциональность, а также
потребность к восприятию информации; объем долговременной памяти больше, а
проходимость оперативной выше; повышенная тревожность. Они настойчивы и
требовательны, не терпят насилия, указаний
и приказов взрослых. У них вообще собственная философия жизни.
Первый вопрос, волнующий малыша: «зачем?» – пришел на смену
вопросу «почему?».
Двухлетняя девочка внимательно слушает объяснения мамы, что
и как нужно делать, а затем спрашивает: «А шмышл где?»
Особенности развития детей с новым типом сознания
свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и
требуют современного подхода в воспитании и образовании.
Например, учитывая тот факт, что современные дети не терпят
насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, развитие сферы
духа должно протекать последовательно в рамках определенной системы отношений,
когда ребенок выступает не младшим по отношению к старшим, а равноправным
партнером по общению и совместной деятельности. При этих условиях у ребенка
развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах. Задача
воспитания современных детей должна заключаться в создании условий для развития
волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости, ответственности и
уверенности в себе.