12 декабря воспитатель Наталья Алексеевна Чертанова провела мастер-класс для педагогов по экспериментальной деятельности дошкольников.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем
больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее
при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик
отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской
деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон. Ребёнок
— дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к
различного рода исследовательской деятельности — к экспериментированию. Опыты помогают развивать
мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в
природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы
«как?» и «почему?».
Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку
приобрести новые знания о том или ином предмете. Наблюдаемые явления фиксируются
для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть
воспроизведены в нужный момент.
Во время проведения эксперимента в основном функционирует
зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды
памяти — двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо
анализировать явления, выделять главное, чтобы отразить его в своих схемах, дневнике экспериментов.