Воспитатель Анастасия Михайловна Котова подготовила для педагогов консультацию по использованию русского фольклора в развитии детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство очень важный период в становлении личности ребенка.
Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и
человеческих ценностей.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является
устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом
оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как
средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования
духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей
и как средство передачи красоты и образности русского языка.
Только произведения устного народного творчества удивительным образом
совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания,
соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир
народной мысли, народного чувства,
народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего
народа, прежде всего, являются
произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, частушки, загадки,
считалки, перевертыши, пословицы,
поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом
отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным
языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего
народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество
народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения
действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира
"по законам красоты".