Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на
познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями
реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он
стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать,
постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких
физических явлениях, как замерзание воды зимой, различная окраска объектов окружающей
действительности.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет
ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные
действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы
о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного,
заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного
наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются
способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее
решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как
специально-организованная деятельность способствует становлению целостной
картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им
окружающего мира.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу
ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с
другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение
памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно
возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об
увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует
развитие речи.