В наш динамический век значительно увеличился поток
информации. Соответственно усложнился процесс восприятия этой информации.
Ведущий специалист дошкольного воспитания Н. Н. Подъякова справедливо
подчёркивала, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию
действительности, а не стремиться к исчерпывающей информации. В дошкольной
педагогике инструментом познания может стать модель.
Моделирование является одним из наиболее перспективных методов реализации
познавательной активности, поскольку мышление старшего
дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Моделирование — это попытка задействовать для решения
познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память. Это
оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать
речевую деятельность.
Модель представляет собой обобщенный образ существенных
свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.
д.)
Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А.
Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление
ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и
доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного
объекта.
Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми
знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре,
связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире,
эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение
информации, и, конечно, развитие речи.
В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения
детей звуковому анализу слов (Л. Е. Журова), конструированию, (Л. А. Парамонова),
для формирования природоведческих знаний (Н. И. Ветрова, Е. Ф. Терентьева),
представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Н. М. Крылова) и др.