17 марта воспитатель Оксана Александровна Ивлева провела открытое занятие по обучению детей элементам грамоты в старшей группе "Веснушки".
С точки зрения психологов, ребёнок уже в возрасте 4–5
лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно
уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать
их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое
произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте
способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу
информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.
Обучение грамоте в наших дошкольных группах происходит постепенно, в игровой
форме. Можно выделить следующие задачи:
знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического
слуха;
деление
слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
анализ
звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные,
сравнивать слова по звуковому составу;
знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
основы
чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.
Современные методики обучения грамоте основываются
на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенном К. Д.
Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со
звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Сначала
усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно.
Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах.
Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только после этого переходят к изучению
согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в
составе слова — это самая важная и сложная задача, она является «ключом к
чтению».
Проводя занятия, воспитатель использует различные
приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался
способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой.