18 декабря учитель-логопед Надежда Ростиславовна Анашкина и воспитатель Ирина Николаевна Казакова провели открытое занятие совместно с родителями в подготовительной группе "Бабочка" по обучению детей элементам грамоты.
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в
развитии детской речи. т того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом
зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка
в целом.
Исследования позволили установить наиболее оптимальные
(сенситивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что ребенок
пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой
стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала
обучения чтению.
Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им
овладевают (Н. С. Баренцева). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности
целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет
наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к
звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).
Дети постигают определенную систему родного языка, учатся
слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают
слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д.
Позже
дети учатся делить речевой поток на предложения, предложения на слова,
знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них,
употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным
способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача
решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную
ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается
фундамент будущей грамотности.