01 декабря учитель-логопед Надежда Ростиславовна Анашкина провела открытое занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с участием родителей наших воспитанников.
Есть мнение, что до семи лет грамоте обучать
не обязательно: ребенок придет в школу, и там всему научится,
зачем опережать события? Однако в начальной школе у детей часто
возникают трудности с заданиями на соотнесение реального
и символического плана (различение звука и буквы, числа
и цифры), что затрудняет освоение школьной программы и развитие
метапредметных навыков.
Говоря о грамоте, мы, скорее всего, не задумываемся,
что за умением читать и писать стоит сложная мыслительная деятельность, а
именно абстрактное и символическое мышление, которое (параллельно с интересом к
речи) активно проявляется у детей с 4 лет. Оттого, насколько хорошо оно будет
развито в этот период, во многом зависит успешность в усвоении других знаний.
И
обучение грамоте в этом контексте играет важную роль: впервые учась, например,
выделять буквы в слове, слова в предложении и их отношения, дети постигают, что
такое знаки, и как они соотносятся с реальностью. Это очень важно, потому что
человеческая коммуникация, усвоение и передача знаний немыслимы без правильного
понимания знаков и знаковых систем.
Дети 5 лет наиболее
восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть
восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание детей
в этом возрасте весьма неустойчивы, поэтому необходимо многократно возвращаться
к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Обучение грамоте - сложная аналитико-синтетическая
деятельность, которая требует определенного уровня развития психических
процессов и способности ребенка управлять ими.
Конспект занятия смотрите здесь...